Зимой 1926 года по улицам Берлина катила колесница, запряженная черным страусом. Ею правила эффектная афроамериканка в меховом пальто. Ее звали Жозефина Бейкер.
Еще десять лет назад маленькая Жозефина выступала в погребе своей матери. В подвале было холодно, и девочка танцевала, чтобы согреться. На представление приходили жители черных окраин Сент-Луиса. Плата за вход: один гвоздь.
Сказать, что детство Жозефины было тяжелым - не сказать ничего. В доме, где она работала по найму, ее чуть не уморили голодом, она спала в картонной коробке и терпела унижения. Жозефина пережила черные погромы, а в 13 лет ее выдали замуж, брак, правда, продержался всего на две недели.
Вырваться из Сент-Луиса было ее главным желанием. С 15 лет она начала выступать в танцевальной труппе в Филадельфии, а затем в Нью-Йорке. Представьте, на сцене выстраивается линейка танцовщиц с широкими улыбками, и только самая последняя постоянно строит гримасы, сводит глаза к переносице и делает забавные движения. Ее заметили. И Жозефина получает приглашение отправиться в Париж. Кстати, фамилию Бейкер дал ей второй муж, проводник на железной дороге. Перед отъездом во Францию они развелись, но фамилию танцовщица сохранила.
Все, что касалось Африки, ее чувственной дикости и примитивной эстетики воспринималось в Париже с восторгом, и Бейкер выдает американский чарльстон за первобытные танцы. Она подыгрывает, эпатирует и пародирует. Публика бушует. Еще бы. На сцене в бешеном ритме пляшет обнаженная бронзовая танцовщица в страусовых перьях или банановом поясе. Да, именно банановый танец принес Бейкер мировую известность. Она крутит бедрами, падает в прыжке на колени и делает то, что мы сегодня назвали бы брейк-дансом, степом или хип-хопом.
В 1926 году двадцатилетнюю Жозефину с восторгом принимают в Берлине. Ку-дам дает ей то, к чему она так стремилась: роскошь, деньги, положение. Ее ждет триумф в Театре Запада (Theater des Westens) и в Театре Нельсона. Ее называют черной Венерой, черной пантерой, черной колибри, черным кенгуру и даже скачущей сводкой биржевых новостей. Берлин нравится ей еще больше, чем Париж, - его стиль, его богема, его бесшабашность. Она бы хотела остаться работать у Макса Рейнгольда и построить виллу из белого и черного камня в Груневальде, но французы спешно поднимают гонорары за концерты. И все же она частый гость Ку-дама, особенно в зимние месяцы, а ее танцы с девушками на званых приемах вызывают фурор.
Жозефина Бейкер - первая афроамериканская суперзвезда. Сиденья ее автомобиля были отделаны змеиной кожей, ее сопровождет ручной ягуар, да и во дворе ее замка в Париже обустроен приватный зоопарк. Теперь она икона стиля. Ее необычную "гелевую" прическу копируют по всей Европе. Впрочем, не все остаются в восторге. В Вене после выступлений танцовщицы четыре дня идут внеплановые церковные службы под лозунгом: "Покаемся за грехи тяжкие против морали, совершенные Жозефиной Бейкер".
Настала война. Почти вся Франция оккупирована. Конечно же, черная Бейкер просив расизма, перед ее глазами всегда стояли страшные картины погромов, к тому же она иудейского вероисповедания. Она отдает свой замок на неоккупированном юге Франции в распоряжение беженцев, предлагает свои услуги Резистансу и... становится шпионкой. Она по-прежнему вхожа в высшие круги Италии и Испании и очень часто слышит то, что для чужих ушей не предназначено. После приемов Бейкер составляет отчеты бесцветными чернилами на нотах и отправляет их де Голлю. Позже она отправляется в северную Африку, где ее ждут работа в Красном Кресте и концерты по 4 раза на дню для американских солдат. Жозефина требует лишь одного: чтобы черные и белые зрители сидели вместе. Иначе, зачем бороться против Гитлера?
После войны ей был присужден Орден Почетного легиона Франции и Орден Маты Харри.
Единственная страна, которая категорически не воспринимала звезду была ее родина - Америка. После ошеломительно успеха в Золотые двадцатые от нее все еще требовали в отеле использовать вход для черных. После войны Бейкер отказались обслужить в элитном нью-йоркском ресторане. К этому прибавилась травля в прессе и запрет на въезд в страну.
В августе 1963 года молодой баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг запланировал демонстрацию за равноправие между черными и белыми в столице Америки и пригласил Жозефину Бейкер. Потребовалось специальное ходатайство главного прокурора Р. Кеннеди, чтобы позволить ей вернуться. И вот она - единственная женщина на трибуне, одетая во французскую военную форму, превозмогающая свой страх перед белыми американцами, рассказывает о черных погромах и о своем жизненном пути. И ее ждет ошеломительный успех.
Но, несмотря ни на что, для звезды давно уже наступили сложные времена.
Она не могла иметь детей и адаптировала двенадцать сирот разных цветов кожи, - японца, корейца, кот-д’ивуарца, алжирца, финна, еврея, француза и других. Быть мега-звездой не значит смыслить в финансах и быть душой огромной семьи. От Бейкер уходит муж, она вынуждена отдать свой замок за долги и переезжает в одну комнату с 12 детьми и собаками. Но она поднимается снова.
Ее последнее турне было невероятно успешным. Ее приветствовали в Америке стоя. В театрах Лондона и Парижа билеты были распроданы на месяцы вперед. Она умерла в 68 лет в середине гастрольного турне в Париже. Ее похороны проходили под ее же афишами. На площадь пришло несколько десятков тысяч человек.