От логотипа до завода. Петер Беренс

4

Современный Берлин - это продолжение Беренса.

Думаю, многие из нас не раз останавливались где-нибудь на окраинах города перед кирпичными промышленными силуэтами, произнося что-то вроде "хоть и завод, а очень ничего", или даже отправлялись вовнутрь на суперкреативную тусовку с паутиной стальной арматуры под стеклянными потолками, металлическими фонарями и полукруглыми чайниками. И это все - Беренс.

От логотипа до завода. Петер Беренс

Вообще-то он начинал как довольно обычный художник, изучал живопись, графику и шрифты. Однако в конце 19 века мир начал стремительно меняться, - появились промышленные династии и десятки тысяч маленьких, работающих на них людей, новые технологии и невиданные доселе рынки. И Беренс одним из первых понял, что настало время массовой культуры, а главное, новой простой, но стильной эстетики.

Он прибыл в Берлин в 1907 году уже довольно известным человеком. И все-таки в одиночку удержаться наплаву было невозможно. Беренс "партнерится" с несколькими молодыми архитекторами, работает с Гроппиусом и Мис ван дер Роэ, которые впоследствии стали праотцами баухауса. И тут ему невероятно везет: он становится ответственным по эстетике за все, что производит молодой электро-концерн AEG. Сегодня он был бы классическим арт-директором.

От логотипа до завода. Петер Беренс

Началось все действительно с логотипа, бланков и конвертов, но дальше необходимо было показать "электричество с человеческим лицом".

От логотипа до завода. Петер Беренс

Дело в том, что в это время в Америке происходит битва двух гигантов: приверженца постоянного тока Томаса Эдисона и переменного Николы Тесла. Электричество Эдисона было безопасным, а переменный ток Теслы позволял передавать его на дальние расстояния. На кону стояли огромные деньги, и последователи Эдисона пошли на крайние меры: сначала на сцене убили током несколько собак и лошадей, а потом и вовсе ввели смертную казнь через электричество. Молодой концерн AEG, возглавляемый Эмилем Ратенау сделал ставку на переменный ток, а поэтому чайники, лампы и вентиляторы должны были выглядеть максимально доброжелательно. Более того, AEG, по сути, контролировал электропромышленность всего старого света, и узнаваемость его продуктов была для него очень важна.

От логотипа до завода. Петер Беренс

И Беренс создавал простые, удобные, легкие предметы с фирменной темной окраской.

От логотипа до завода. Петер Беренс

Но не будем больше о чайниках. В 1909 году Беренс создает в Гезундбруннене (Gesundbrunnen) свое первое промышленное здание, в котором, кстати, сегодня Сименс изготавливает те самые турбины. Считается, что именно с этого строения и пошла современная индустриальная архитектура. Со временем Гезундбруннен стал тесноват для AEG, и Беренс проектирует заводы вокруг Кепеника (Köpenick).

От логотипа до завода. Петер Беренс

А в 1916 году на Рейхстаге появляется надпись "Dem deutschen Volke", отлитая из трофейных пушек. Этот шрифт создал Петер Беренс вместе в калиграфисткой Анной Симонс.

От логотипа до завода. Петер Беренс

В 1922 году правые националисты убивают умницу еврея Вальтера Ратенау, который был не только электро-магнатом, но и политиком (но это уже другая история), а Петер Беренс перебирается в Вену, хотя и продолжает быть востребованным в Берлине.

Так что, наливая чай, проходя мимо Рейхстага или фабрики турбин, вспомним добрым словом старину Беренса

Комментарии
[ 0,05723 ] / [ 73 ] / [ 0,03768 ]